Министерство промышленности и информатизации Китая в середине января объявило о том, что отныне сфера электронной коммерции станет открыта для иностранных инвестиций. В соответствии с новыми правилами, китайское правительство разрешило создавать предприятия в сфере электронной коммерции со 100-процентным иностранным капиталом при условии регистрации их в Шанхайской зоне свободной торговли (ШЗСТ).
Это означает, что теперь иностранные инвесторы могут открывать в ШЗСТ предприятия электронной коммерции со 100-процентным иностранным капиталом, не привлекая в обязательном порядке к участию китайских партнеров, как это требовалось ранее.
Раньше иностранные инвесторы, которые хотели развивать бизнес в направлении электронной коммерции на территории Китая, были обязаны действовать в сотрудничестве с китайскими партнерами. Для предприятий электронной коммерции в Китае, согласно действовавшим правилам, максимальная доля иностранных инвестиций составляла 50%, а для предприятий, созданных в ШЗСТ, – не более 55%.
Теперь иностранный инвестор может действовать самостоятельно, оформив лицензию на ведение коммерческой деятельности в Интернете. Главное условие – соответствующее предприятие должно быть зарегистрировано в ШЗСТ.
Предприятия, основанные полностью на иностранном капитале, могут осуществлять розничные продажи с использованием Интернета (т.е. открывать интернет-магазины розничной торговли), создавать площадки для реализации товаров (например, B2C-площадки) и т.д. Однако, если деятельность компании связана с оказанием услуг в области интернет-платежей и других направлений, для ведения которых необходимы дополнительные специальные лицензии, то ей по-прежнему придется использовать структуры, основанные на косвенном контроле иностранного инвестора над предприятием.
Электронная коммерция является одним из самых процветающих и быстро развивающихся направлений в Китае. И Шанхай, где уже больше года «работает» ШЗСТ, выступает одним из ярких примеров этого. Согласно неполным данным, в 2014 году объем сделок в области электронной коммерции в Шанхае составил около 1,35 трлн юаней (+28,3%). При этом, доля Шанхая в суммарном объеме сделок в области электронной коммерции в масштабах всего Китая превышает 10%, и по этому показателю Шанхай один из первых среди крупных городов страны, особенно что касается B2B («бизнес для бизнеса»). Объем сделок B2B в Шанхае в 2014 году достиг 1,07 трлн юаней (+23,3%), в основном это произошло благодаря стремительному развитию электронного бизнеса в металлургии. В 2014 году электронные сделки в сфере металлургии составили более 440 млрд юаней, а это более 40% сделок в рамках B2B.