Многие китайские предприятия, сотрудничащие с Россией, ощутили нешуточные последствия падения курса рубля. Обувно-кожевенная отрасль не стала исключением, особенно несладко пришлось предприятия Вэньчжоу пров. Чжэцзян, Цюаньчжоу пров. Фуцзянь, Сунина, Даина и Сицзи пров. Хэбэй, которые занимаются производством с ориентиром на Россию как на один из главных экспортных рынков.
Не секрет, что Россия является одним из главных рынков продаж обувной продукции Китая, поэтому девальвация рубля оказала ощутимое влияние на обувную промышленность. В январе–декабре 2014 года Китай экспортировал в Россию обувную продукцию на 2,66 млрд долларов США (около 5% от суммарного экспорта), причем за первые девять месяцев экспорт китайской обувной продукции достиг 2,11 млрд долларов, увеличившись на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а затем, в связи с кризисом, стал снижаться, и в четвертом квартале упал на 12,3%, составив 560 млн долларов.
Как описал ситуацию высокопоставленный представитель Ассоциации кожевенной отрасли Китая, китайские предприятия столкнулись с рядом проблем, среди которых можно выделить следующие: во-первых, после подписания контракта и внесения партнером залога партия была запущена в производство, однако партнер неожиданно отменил заказ; в результате предприятие не может истребовать погашения задолженности и товар зависает на складе. Во-вторых, в процессе переговоров российские клиенты отменили заказ или попросили снижения цены; так как стороны не смогли прийти к компромиссу, клиенты разорвали контракт, и производитель понес убытки. В-третьих, из-за валютного контроля в России (сдерживание вывоза валюты из страны) клиенты просят отсрочки платежей; в-четвертых, в результате снижения объемов заказов и увеличения количества мелких и разрозненных заказов прибыль производителей заметно уменьшается. Таким образом, главными особенностями сложившейся на сегодня ситуации являются снижение количества крупных заказов при возросшем количестве мелких заказов, а также предпочтение клиентами краткосрочных контрактов вместо долгосрочных.
По мнению Ассоциации кожевенной отрасли Китая, что касается экспорта в Россию, то в этом году вряд ли стоит ждать улучшения обстановки, так как основной удар по торговле с Россией пришелся на конец года, и последствия еще будут долго давать о себе знать. Спад заказов на экспортируемую в Россию обувную продукцию начался с сентября 2014 года, и теперь некоторые предприятия даже не хотят заключать контракты с российскими партнерами, боясь остаться у разбитого корыта. Поэтому в 2015 году, скорее всего, можно ожидать резкого падения объемов экспорта китайской обуви на российский рынок.
Производство обуви для России в основном сосредоточено в четырех районах Китая: это пров. Сычуань, Вэньчжоу пров. Чжэцзян, пров. Фуцзян и Хуэйдун пров. Гуандун. Сейчас предприятия пытаются осваивать новые рынки, прокладывать новые пути сбыта и предлагать новые виды продукции.
«Обувная столица Китая» Вэньчжоу также не избежала последствий обрушившегося на Россию кризиса. Среди крупных импортеров произведенной в Вэньчжоу обуви Россия занимает третье место (после ЕС и США). Если в 2013 году экспорт обувной продукции вэньчжоуских предприятий в Россию в стоимостном выражении превысил 800 млн долларов США, то в 2014 году соответствующий показатель снизился на 20 с лишним процентов. На настоящее время количество заказов из России у большинства предприятий снизилось на 20%, на некоторых предприятиях – до 50%, и они испытывают большие финансовые затруднения. К счастью, как признается администрация Вэньчжоу, многие местные обувные предприятия работают не только с Россией, но и со странами ЕС, США и др. В ближайшие два года планируются поездки в Турцию, ЮАР, Индию, Нигерию и в страны Юго-Восточной Азии для инспекции рынков и участия в тематических выставках. Таким образом, производители смогут диверсифицировать риски и увеличить прибыли за счет выхода на новые рынки.
Еще больше от падения рубля пострадала отрасль по производству меховых и кожаных изделий, которая сильно зависит от экспорта. Россия является главным импортером китайской одежды и изделий из меха и кожи. В 2014 году экспорт китайского меха и кожи в Россию составил около 2,56 млрд долларов, а это ни много ни мало, а почти 62% соответствующего экспорта. Если в январе–сентябре 2014 года экспорт кожи, меха и соответствующих изделий составил 1,69 млрд долларов (+61,6%), то в октябре–декабре – около 880 млн долларов (+1,6%). Такое резкое замедление темпов роста в конце прошлого года предвещает большие проблемы в наступившем году: уменьшение заказов, снижение уровня загрузки предприятий, недостаток оборотных средств и т.д.
Тем не менее, многие предприятия по производству кожи и меха, в отличие от некоторых обувных фабрик, не склонны предаваться излишнему пессимизму. Так, например, генеральный секретарь Ассоциации производителей меховых изделий уезда Сунин, сказал, что падение рубля, конечно, еще даст о себе знать, но пока ситуация далека от критической: согласно данным таможни, в январе–ноябре 2014 года Сунин экспортировал кожу и меха на 224 млн долларов (+10 с лишним процентов).
Если говорить в целом, то многие китайские производители сейчас заняли выжидательную позицию: с одной стороны, они не хотят терять наработанные контакты и, соответственно, занимаемую на российском рынке нишу, а с другой стороны, нынешний курс рубля не оставляет большого пространства для маневров. Некоторые фабрики начали поставки в Россию через Болгарию и Польшу, но станет ли их опыт успешным – пока непонятно.