Представим, что вы или ваше руководство приняли решение: «Поскольку все стремятся в Китай, то и наша великолепная, уникальная продукция тоже должна быть там, чтобы радовать глаза или желудки китайцев и кошельки акционеров компании».
Вы уже провели некую подготовительную работу: съездили в Китай, посмотрели на полки магазинов, прогулялись по оптовым рынкам, провели время в интернете вместе с переводчиком (некитайский интернет не подойдет для поиска информации, так как зачастую искажает данные в пользу иностранных брендов) и убедились: «Да! У нас есть хорошие шансы покорить Поднебесную!»
Импорт в Китай
В первую очередь необходимо удостовериться, что ваш товар разрешён к импорту в Китай. Он должен соответствовать требованиям пищевого ГОСТа Китайской народной республики, только при этом условии его можно ввезти по официальной схеме импорта и сертифицировать для дальнейшей реализации через магазины и торговые сети. Если ваш продукт не соответствует ГОСТу, запрещён к импорту в Китай, либо требует оформления дополнительных разрешений и сертификации фабрики изготовителя, к примеру, по причине специальных условий для импорта (это касается продукции животноводства, мёда), то желательно знать об этом до того, как ваш продукт придёт в китайский порт.
Реальное подтверждение того, что товар разрешён к ввозу в Китай, дают только таможенная декларация и карантинный сертификат. Без этих документов дело не пойдёт, даже если покупатели проявляют интерес к продукту.
Важно помнить о коварстве бюрократической системы в Китае.
В 2014 году Китай ввёл новые правила ввоза продуктов питания. Правила эти строго соблюдаются. Для получения предварительной информации нужно подготовить и предоставить в таможенную и карантинную службы длинный список документов. Проконсультируйтесь с вашими специалистами, потому что список необходимых бумаг постоянно меняется и дополняется.
Необходимые процедуры:
- Регистрация экспортера (из вашей страны) и производителя в соответствующих списках китайской таможни и службы карантина.
- Этикетки или стикеры на товарах должны быть согласованы со специальным таможенным органом и соответствовать требованиям китайского ГОСТа. Товары маркируются или у производителя, или на так называемом бондовом складе, в любом случае это делается до поступления груза на территорию Китая.
- Тесты и сертификаты. Необходимо помнить, что некоторые вещества, разрешённые в СНГ и Европе, могут быть запрещены в Китае. Это необходимо выяснить до начала экспорта, и в случае проблемной ситуации подумать о том, как изменить состав продукции.
- Инспекция. В Китае груз отправится на проверку соответствия заявленным нормам и предоставленным документам.
- Таможенная очистка.
Наличие необходимых документов и соответствие продукции и упаковки требованиям китайского законодательства значительно облегчает, ускоряет и удешевляет процесс таможенного оформления и экспорта.
По данным Главного таможенного управления Китайской Народной Республики, в 2015 году было зафиксировано более 4 000 попыток ввоза товаров, которые не соответствовали нормам и ГОСТам Китая. Продукция была конфискована.
Все документы для первого шага — согласования — должны быть либо составлены на китайском языке, либо иметь заверенный перевод.
Процесс согласования проходит в несколько этапов:
- Подача документов.
- Уточнение нюансов в случае возникновения вопросов со стороны таможенной и карантинной службы.
- Получение официального или неофициального ответа.
Неофициальный ответ выдаётся тогда, когда у чиновников нет чётких инструкций относительно вашего продукта. Это означает, что необходимость в компетентном партнёре с опытом импорта конкретного товара будет всегда.
Мы запросим у вас детальное описание продуктов, которые вы планируете поставлять на китайский рынок, уточним на таможне требования по этому списку именно для вашей страны, дадим вам четкий перечень документов, которые требуется предоставить, а также назовем примерные временные рамки и стоимость услуг.
Все процедуры в Китае чётко расписаны по срокам исполнения, но всегда есть место для пессимистичного сценария, который чаще всего и срабатывает. Только на само уточнение данных на таможне уйдёт в среднем около месяца. Если у вас «трудные» продукты (детское питание, органические продукты, БАД и т. п.), то придется ждать до шести месяцев.
Эти услуги — согласование и уточнение — могут показаться вам дорогими, но на самом деле этот шаг поможет вам выиграть намного больше денег и времени, чем вы потратите на подготовку. Простои в порту или утилизация товара дорого стоят, не говоря уже о репутационном уроне.
После того как мы убедимся в том, что ваш продукт разрешён к импорту в Китай и продаже на его территории, мы пройдём с вами через все формальности. Не отчаивайтесь! Помните: дорогу осилит идущий.
При серьёзном, правильном подходе вам потребуется полностью интегрированная маркетинговая стратегия, которая будет включать работу с B2B (Businessto Business) и B2C (Businessto Consumer) рынками или, по-русски говоря, с торговыми компаниями и конечными потребителями.
Цель работы в секторе B2B — заинтересовать оптовиков, в B2C — создать спрос у конечного потребителя. Вся рекламная информация о вашей компании и продукции должна быть составлена на китайском языке и соответствовать китайскому законодательству.