После июньского визита президента РФ В. Путина в Китай как российские, так и китайские СМИ с удвоенной силой заговорили о российско-китайском сотрудничестве, в частности торгово-экономическом взаимодействии между странами.
Так, во время визита В. Путина стороны подписали более 30 документов, охватывающих сотрудничество в сферах торговли, экономики, инфраструктуры, технологических инноваций, сельского хозяйства, финансов, энергетики, СМИ и др. Причем, президент четко указал, что сокращение товарооборота между Россией и Китаем — это временное явление. Как известно, в 2015 году товарооборот России и Китая составил 63,5 млрд долларов США. Для России это самый высокий показатель, сли сравнивать его с другими торговыми партнерами, в то время как для Китая самым важным партнером, несмотря на все разногласия, являются США (около 500 млрд долларов). В августе 2016 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 11% по сравнению с августом прошлого года, достигнув отметки в 6,89 млрд долларов; всего экспорт Китая в Россию составил 4,1 млрд долларов, а импорт из России – 2,7 млрд. С начала года суммарный товарооборот составил 44,3 млрд долларов, что всего на 1% больше, чем за аналогичный период 2015 года; китайский экспорт в Россию вырос на 8,7%, а импорт из России снизился на 6,5%.
Давайте вспомним основные моменты торгово-экономического сотрудничества между двумя странами в 2015 году.
Сборка китайских автомобилей в Татарстане
Как сообщили в январе 2015 года, Экспертный совет по ОЗЭ при Министерстве экономического развития РФ рассмотрел проект сборки китайских автомобилей “Dongfeng” и “Zotye” в особой экономической зоне «Алабуга» Республики Татарстан. Компания-оператор планирует производить до 7 тыс. автомобилей каждый год, наладив сборку из комплектующих с заводов компании в Китае. Инвестиции оцениваются в 191 млн рублей.
Строительство крупнейшей в мире теплоэлектростанции
По заявлению соответствующих сторон, в ближайшие годы начнется строительство крупнейшей в мире тепловой электростанции – Терковецкой ТЭС. Российское ОАО «Интер РАО» и Государственная электросетевая корпорация Китая (SGCC) разрабатывают технико-экономическое обоснование проекта и обсуждают условия сотрудничества. Инвестиции в проект оцениваются в 15 млрд долларов США. “Если к концу 2019 года первая очередь будет построена, это позволит существенно изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке и в Амурской области”, – сообщил министр энергетики РФ А. Новак.
Создание рабочей группы по проекту высокоскоростной магистрали Москва – Казань
Рабочая группа была создана для разработки организационно-правовой схемы, структуры и механизмов финансирования проекта, а также для осуществления контроля его реализации. В ходе визита В. Путина в Китай этим летом был подписан очередной контракт о строительстве ВСМ Москва—Казань, причем на этот раз определена дата начала строительства — до конца 2016 года. Протяженность линии ВСМ Москва – Казань составляет 770 км, поезда будут следовать по магистрали со скоростями до 400 км/ч, время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа. Магистраль пройдет по территории 7 субъектов России и предусматривает 15 остановок, в том числе в 5 крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань).
Занимавший на то время пост главы ОАО «Российские железные дороги» В. Якунин подтвердил, что китайская сторона примет участие в инвестировании и сооружении первой в России ВСМ. Суммарный объем инвестиций оценивается в 1,1 трлн руб. Поставщиком поездов и железнодорожного оборудования может стать китайская компания China Nothern Locomotive and Stock Industry Corporation.
Запуск российско–китайского завода по производству шпона
В рамках межправительственного соглашения о совместном сотрудничестве по освоению лесных ресурсов запущен первый из 10 заводов, которые предполагается построить до 2022 г., — завод по производству шпона в г. Асино Томской области. До 2022 г. китайцы инвестируют около 30 млрд руб.
Аренда земли в Ингушетии инвесторами из КНР
Власти Ингушетии дали согласие на то, чтобы предоставить китайским инвесторам 100 га земли для выращивания сельскохозяйственных культур, развития агропромышленного комплекса и строительства торгово-логистического центра. Согласно имеющимся договоренностям, инвесторы из Китая построят на этом участке различные объекты на сумму около 20 млрд руб.
Совместная золотодобыча России и КНР
Китайская национальная корпорация золота (China National Gold Group Corporation) и российская золотодобывающая компания ОАО «Полюс» подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в совместном освоении месторождений золота и цветных металлов.
Начало строительства автозавода «Lifan» в Липецкой области
Завод по производству китайских автомобилей «Lifan» будет построен на территории особой экономической зоны «Липецк». Мощность производства составит 60 тыс. автомобилей в год; объем инвестиций 300 млн долларов.
Начало строительства железнодорожного моста между Россией и КНР
Новый КПП “Тунцзянбэй” станет третьим железнодорожным КПП между Россией и Китаем вслед за Маньчжурией и Суйфэньхэ. Железнодорожный мост с 20 сводами объединит железнодорожную сеть северо-востока Китая с железными дорогами сибирской части России и будет способствовать увеличению товарооборота и оптимизации товарных обменов между странами.
Российско–китайская свободная экономическая зона в Иркутске
Представители Иркутской области и пров. Ляонин подписали соглашение о создании Российско-Китайской СЭЗ, подобной шэньянской. Как ожидается, первыми резидентами СЭЗ станут «Сбербанк России» и один из китайских банков. Также там будет построен отель и откроются представительства иркутских компаний.
Закрытие сделки между ОАО «Сибур Холдинг» и Sinopec
Китайская нефтехимическая корпорация Sinopec закрыла сделку по покупке 10% акций крупнейшей российской газоперерабатывающей и нефтехимической группы «Сибур». Китайская компания получила право приобрести 20% акций «Сибура» в два этапа: 10% будут приобретены за 1,338 млрд долларов, а затем в течение ближайших трех лет Sinopec получит право купить еще 10%.
Соглашение о строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через Амур
«Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка «Сила Сибири» по дну реки Амур.
Покупка Фондом Шелкового пути доли в «Ямал СПГ»
Китайский инвестиционный “Фонд Шелкового пути” приобретает 9,9% акций российского проекта по сжижению природного газа «Ямал СПГ» и предоставляет ОАО «НоватЭк» заем на сумму 730 млн евро сроком на 15 лет для финансирования проекта.
Покупка китайскими инвесторами 13-процентной доли в золотомедном проекте в Забайкалье
ОАО «ГМК “Норильский никель”» продало китайскому инвестиционному фонду Hopu 13,3% в золотомедном Быстринском проекте за 100 млн долларов. Стоимость Быстринского проекта с учетом китайских инвестиций оценивается в 750 млн долларов. Запасы месторождения составляют 2,1 млн т меди, 7,6 млн унций золота, 34,1 млн унций серебра и 67 млн т магнетитового железа.
Кредит Торгово–промышленного банка Китая на строительство теплоэлектроцентрали в Ярославле
Торгово-промышленный банк Китая (ICBC) предоставил кредитный транш в размере около 6 млрд руб. на завершение строительства теплоэлектроцентрали в Ярославле. Проект реализуется китайской корпорацией «Хуадянь» и российской компанией ОАО «Территориальная генерирующая компания No 2». Сейчас строительство «Хуадянь-Тенинской тЭЦ» — ПГУ-ТЭЦ на площадке Тенинской водогрейной котельной находится в завершающей стадии. Общая сумма инвестиций в проект со стороны китайского банка составит около 14 млрд руб.
Начало поставок пшеницы из России в КНР
Рынок для поставок зерна из России в Китай был официально открыт с декабря 2015 г. после подписания протоколов о фитосанитарных требованиях к поставляемому из России зерну, предназначенному строго для переработки: пшенице, кукурузе, рису, сое и рапсу.